Как будет развиваться мировой авторынок в будущем?
После 30 лет бурного развития мировой автомобильной промышленности (в этот период мир и увидел самое большое количество автоновинок и резкое развитие технологий на автомобильном рынке) мировой рынок автотранспортных средств стоит на пороге непредсказуемого будущего.
По какому пути пойдет автопромышленность, и какими будут автомобили на массовом рынке в ближайшие десятилетия, а также смогут ли электрические транспортные средства начать доминировать в глобальном масштабе, оставив не удел автомобили с двигателями внутреннего сгорания? На эти и другие вопросы вы можете получить ответ в нашем аналитическом обзоре.
Стоит отметить что за последние 10 лет, несмотря на появления множественных электронных технологий, автопромышленность не потрясла мир какими-то сверхпотрясающими разработками, как это прогнозировали 15-20 лет назад, считая, что высокая стоимость нефти и новые инновационные разработки изменят автомобили до не узнаваемости. Но несмотря появления некоторых действительно новаторских изобретений, автопромышленность по-прежнему живет по своему намеченному курсу, который был запланирован еще 20-30 лет назад. Это говорит о том, что большинство автомобильных компаний, несмотря на появления новых инновационных разработок, не спешат применять новые технологии на массовом рынке.
На самом деле вся мировая автопромышленность стоит на развилке двух дорог и ни как не может принять решение, по какому пути идти – либо по пути революционного развития, либо продолжать путь эволюции автотранспортных средств.
В таких условиях точно спрогнозировать, как будет выглядеть авторынок через 10 лет практически не реально.
Но можно попытаться предположить будущее автопромышленности на основе глобальных мегатрендов (тенденций), которые в будущем будут влиять на развитие автопромышленности, и от которых автомобильным компаниям не уйти.
С этими тенденциями нужно будет не просто считаться, но и вести разработки с учетом модных трендов на автомобильном рынке.
Компания Goldman Sachs составила свой личный прогноз, как будет развиваться автомобильный рынок в будущем, определив самые важные тенденции в автопромышленности, которые будут влиять на ее развитие. Всего установлено 7 мировых тренда, которые будут серьезным образом влиять на автомобильный мир.
Часть из этих мегатрендов будут оказывать влияние, но не смогут победить консерватизм современного представления об автомобильном мире. Другая же часть имеет потенциал оказать влияние на автопромышленность, чтобы начать новую эру автомобильного мира.
Но большинство автопроизводителей не желают быть ловкими и быстро реагировать на модные глобальные тенденции в области технологий, поэтому даже за 10 лет мы вряд ли сможем увидеть глобальной трансформации всей автопромышленности.
Но, тем не менее, не стоит забывать, что большинство автомобильных компаний имеют способность ассимилироваться и адаптироваться к новым вызовам, что позволяет некоторым автомобильным брендам в короткий срок менять свою концепцию производства автомобилей с учетом трендов на рынке.
- Предлагаем вам 7 самых важных глобальных тенденций, которые будут влиять на мировую автопромышленность в ближайшие годы.
- Гибридные и электрические технологии
-
С появлением автомобиля Toyota Prius в мире зародился устойчивый тренд по производству гибридных и электрических автомобилей. Развитие этих технологий двигателей и аккумуляторных элементов питания будет продолжаться. Но из-за дороговизны гибридных и электрических автомобилей, в ближайшие десять лет они вряд ли составят конкуренцию традиционным транспортным средствам.
По данным Goldman Sachs даже через 10-12 лет бензин и дизельное топливо по-прежнему будет использоваться в качестве топлива в 75 процентов автомобилей в мире.
Причина в неадекватной стоимости гибридных и электрических транспортных средств. Дело в том что, приобретая автомобиль с электрическим мотором, вы переплачиваете огромные деньги по сравнению с традиционным аналогом.
Причем переплату вы вряд ли сумеете окупить низким потреблением топлива или стоимостью 1 Квт/ч, поскольку стоимость новых гибридных и электрических автомобилей не позволит вам окупить низкие расходы на топливо.
- Снижение расхода топлива за счет уменьшения веса
-
- В течение ближайших десяти лет все транспортные средства станут существеннее легче по сравнению с нынешними поколениями автомобилей.
Дело в том, что современные технологии, которые позволяют снизить потребление топлива в автомобилях, приблизились к точке, когда увеличение эффективности современных автомашин не возможно без снижения мощности двигателя. То есть другими словами автомобильные компании практически исчерпали возможности в будущем снижать потребление топлива за счет модернизации двигателей и трансмиссий.
Напомним, что тренд по снижению потребления топлива зародился в 1975 году прошлого века.
В то время практически все автомобильные компании начали применять технологии по снижению расхода топлива с одновременным увеличением мощности двигателей. Эта тенденция сохранилась и до наших дней.
Но автомир стоит на пороге того, что существующие технологии конструкции двигателей внутреннего сгорания не позволят в ближайшие годы без потери мощности увеличить эффективность новых автомобилей.
Стоит отметить что, несмотря на увеличение мощности и снижения потребления топлива за последние 30-40 лет автомобильным компаниям не удалось существенно снизить вес автомобилей. То есть многие современные автомобили по своему весу не многим отличаются от транспортных средств 1975 года выпуска.
- К счастью, в автопромышленности появились технологии, которые позволяют существенно снижать вес машины за счет использования в конструкции кузова элементов из углеволокна и волоконно-армированных элементов, в паре с новыми сплавами алюминия.
- Это позволило существенно добиться снижения веса автомобилей, что в конечно итоге приводит к увеличению мощности и снижению потребления топлива.
- Так, что этот тренд по снижению веса автомобилей продолжится и в ближайшее время.
- Развитие автопромышленности на развивающих рынках
-
В течение долгих лет основу мирового авторынка обеспечивали такие развитые страны как Япония, Сша, Германия, Франция, Италия, Испания и другие. Стоит отметить, что рынок Америки был ключевым для всех автомобильных компаний мира.
Эта страна долгое время устанавливала мировые тенденции для развитиямировой автопромышленности. Но после глобальных экономических потрясений, во многих развитых странах началось замедление темпов развития авторынка.
Именно с этого момента все автомобильные компании обратили свое внимание на развивающие рынки, которые могут обеспечить устойчивость мировых продаж в условиях падения прибыли в развитых странах.
К тому же, на развивающих рынках для производства новых автомобилей не требуются огромные инвестиции по сравнению с развитыми рынками, что позволяет автомобильным брендам окупать свои вложения намного быстрее и получать устойчивую прибыль.
Кроме того, по сравнению с развитыми рынками, где более жестокое регулирование к стандартам экологичности и безопасности, на развивающих рынках все намного проще, что позволяет автомобильным компаниям для выпуска новых автомобилей использовать ранее использованные технологии. Это позволяет снизить себестоимость производства и получать более высокую прибыль.
В ближайшие десять лет стратегия роста продаж новых автомобилей на развивающих рынках останется привлекательной для многих автокомпаний.
Так традиционные ценности автопромышленности будут продвигаться на развивающих рынках, обеспечивая основу мировой стабильности автопромышленности, за счет увеличения прибыли в таких странах как Бразилия, Россия, Китай и Китай.
Эти страны по прогнозам будут обеспечивать устойчивое развитие всех автомобильных компаний, нивелируя падение прибыли на развитых рынках.
Сокращение расходов на комплектующие
По прогнозу Goldman Sachs в ближайшие годы многие автомобильные компании будут вынуждены из-за падения доходов начать снижение себестоимости производства автомобилей. С учетом новых технологий и новых тенденций сделать это без ущерба качеству, надежности и комфортности будет крайне тяжело.
Для этого компаниям понадобиться консолидировать рынок поставщиков автокомпонентов. То есть большинство автокомпаний будут добиваться снижения стоимости запчастей, которые поставляют поставщики. В условиях экономической мировой нестабильности, скорее всего, многие поставщики должны пойти на это, ради того, чтобы остаться долгосрочными партнерами автобрендов.
- Но, в любом случае некоторые поставщики не согласятся на новые условия и требования автобрендов, что приведет появлению новых поставщиков и возможно к проблемам с качеством компонентов.
- Развитие приложений для автомобилей
-
В условиях, когда смартфоны и другие гаджеты начинают полностью интегрировать с современными автомобилями, начинает развиваться рынок электронных приложений для автомобилей. Поэтому в ближайшее время авторынок ждет рост количества приложений для различных марок, которые могут путем интеграции заменить для владельцев автомобилей программное обеспечение автомобилей.
Скорее всего, через 10 лет 50 процентов автомобилей будет иметь систему, с помощью которой можно парковать автомобиль со смартфона в автоматическом режиме (как с пульта игровой приставки). Также в случае успешных развитий разработок в этой области с помощью приложений можно будет самостоятельно узнавать о поломках машины, не обращаясь в технические центры для диагностики.
- Автономные автомобили
- Несмотря на амбициозные заявления многих автомобильных компаний, о том, что после 2020 года полностью автономные автомобили начнут завоевывать мировой авторынок, по мнению аналитиков даже через 20-30 лет автоматические транспортные средства вряд ли составят конкуренцию обычным автомобилям.
Дело в том, что для большинства владельцев транспортных средств, автомобиль это больше чем просто средство передвижения. Каждый водитель, управляя автомобилем, получает незабываемое удовольствие от вождения. Для многих из нас автомобиль это целый культ. Поэтому массового спроса на автономные автомобили в ближайшие 20 лет, точно не будет.
Авторынок на перепутье: положительные тенденции и падение продаж новых авто
Объявленные на днях результаты продаж новых автомобилей не стали неожиданностью — рынок в октябре продолжил падение, хотя и не так стремительно, как, например, в сентябре.
Продажи сократились “всего-то” на 18,1% (в сентябре рынок упал на 22,6%) — было продано 126,2 тыс. машин. Cнижение объемов авторынка России продолжается четвертый месяц подряд.
И тем не менее положительные тенденции есть.
Осень. Падают продажи…
Однако все-таки начну с грустных реалий. Практически все лидеры нашего рынка в октябре почувствовали падение. Марка Lada — на 31% (до 25,6 тыс. машин), Kia — на 24% (16 тыс.), Hyundai — на 15% (13,2 тыс. штук).
Самые серьезные потери наблюдаются у Volkswagen — минус 52% (4,7 тыс. машин), у Skoda — потеряли 45% (5,6 тыс. штук) и Renault — минус 36% (9,2 тыс.).
Главная причина этому — продолжающийся дефицит полупроводников и, как следствие, перебои в поставках новых автомобилей в дилерскую сеть.
На эту тему
Для примера, крупнейший российский автопроизводитель “Автоваз” начиная с июня останавливал то одну, то другую, а то и все нитки конвейеров по несколько раз. И как уже известно, в сентябре продажи компании рухнули вдвое.
Конвейеры удалось запустить вновь, но никто точно не знает, как долго ситуация останется стабильной. “Горизонт планирования производства” не превышает двух недель.
Чтобы хоть как-то нивелировать последствия кризиса, предприятие выпускает упрощенные версии своих моделей, для которых требуется меньше электронных компонентов. Тем не менее, по самым скромным оценкам, общие потери “Автоваза” в объемах производства за время простоев составили 60 тыс.
автомобилей. Таким образом, покупатели не получили машины, а компания приобрела финансовые проблемы. И, как следствие, произошел рост цен и сокращение общего числа моделей легковых и легких коммерческих автомобилей.
Согласно подсчетам аналитического агентства “Автостат”, за последние семь лет наш рынок стал беднее на треть — сейчас насчитывается всего порядка 300 моделей; а исчезло 143. Есть и совсем “свежие потери”. Так, недавно Mazda приостановила поставки кроссовера CX-30.
Рынок покинул и стильный Kia Proceed, автомобиль с очень редким кузовом типа Shooting Brake. А в будущем году планируется прекратить продажи в РФ автомобилей Honda.
Японский автопроизводитель объясняет этот шаг “оптимизацией процессов” и “невысоким уровнем продаж” в нашей стране.
Сейчас сложно предсказать, какие еще модели (или марки) могут уйти из России. Но, видимо, процесс сокращения рядов продолжится — предпосылок к тому, что российский рынок в ближайшие годы, например, вернется к показателям начала прошлого десятилетия, нет. Тогда ежегодно продавалось по 2,5–2,9 млн новых машин, а сейчас — всего 1,5–1,6 млн.
На эту тему
Никто сегодня не может и назвать даже приблизительных сроков, насколько затянется кризис полупроводников. Ведь производство чипов сконцентрировано всего на нескольких предприятиях в Юго-Восточной Азии.
Как выяснилось, резко увеличить их выпуск в связи с возросшим неожиданно спросом (они используются не только в автосфере) невозможно, сколько денег ни вложи, — нужна сложнейшая, суперсовременная техника, высококвалифицированный персонал…
Конечно, ведущие страны (в том числе и РФ) уже работают над созданием (расширением, восстановлением) собственной индустрии по выпуску электронных компонентов, но на это уйдет время.
По самым оптимистическим прогнозам, острую фазу “чипового кризиса” мир пройдет только весной-летом будущего года, а пока приходится жить в условиях дефицита. Значит, в автосалонах машин будет мало, и на скидки рассчитывать не приходится.
В столь непростой ситуации в Ассоциации европейского бизнеса в России (AEБ) воздержались от прогнозов по итогам 2021 года. Зато Минпромторг свой прогноз по росту рынка новых автомобилей на 5% пока оставил в силе. Похоже, все к тому и идет.
Тем не менее стоит обратить свое внимание на неплохую тенденцию — кривая падения продаж от месяца к месяцу становится все более пологой. А несколько брендов и вовсе показали рост продаж: “Группа ГАЗ” — плюс 17% (5,9 тыс. штук), Toyota — плюс 6% (8,5 тыс.). Но круче всего, на 199%, выросла реализация машин Haval.
Пир во время чумы
Темпы роста продаж кроссоверов и внедорожников китайской марки Haval по итогам октября 2021 года стали рекордными для компании за все время присутствия на российском рынке.
Дилеры продали 4 803 автомобиля, что в три раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Драйвером роста стал новый компактный кроссовер Haval Jolion, который также в октябре впервые попал в топ-25 популярных моделей нашего рынка.
За три квартала 2021 года клиентам было передано 29,9 тыс. автомобилей Haval — в 2,5 раза больше, чем за три квартала 2020 года. Завод в Тульской области с сентября работает в две смены, наращивает производство (и не останавливался ни разу), дилерская сеть расширяется. Впрочем, как и модельный ряд.
Очень бодрые результаты показывает и другая китайская марка — Chery. Хотя у нее и нет собственного производства в России, темпы роста продаж впечатляют: плюс 175% в октябре (продано 4,1 тыс. машин), а по итогам десяти месяцев — плюс 266% (28,8 тыс. штук). В топ-25 самых популярных моделей на нашем рынке входит две машины от Chery: Tiggo 4 (22-е место) и Tiggo 7 Pro (19-е место).
На эту тему
В результате две ведущие китайские компании уже занимают хорошую долю на нашем рынке в 2,3% и 2,4% соответственно. Если так пойдет и дальше, то по продажам они в скором времени могут догнать Nissan. Причем такие популярные японские марки, как Mitsubishi и Mazda, они уже давно опередили.
Кроме того, совсем неплохо продаются автомобили Geely и Changan. Словом, самые смелые прогнозы аналитиков сбываются — китайские компании вкупе по итогам 2021 года займут 7–8% рынка РФ.
Конечно, КНР, как ведущий мировой производитель электронных компонентов, скорее всего, в первую очередь будет удовлетворять запросы своих заводов. Но стоит отметить, что компании из этой страны очень правильно взаимодействуют со своими российскими представительствами — если и устанавливают на автомобили разные дилерские опции, то делают это не наседая. Во всяком случае — пока.
Электричка приехала!
На фоне падающих продаж в АЕБ заметили, что продолжает расти, причем высокими темпами, сегмент электромобилей. С начала года продано 845 таких машин — на 118% больше, чем за десять месяцев прошлого.
“Положительная динамика продаж электромобилей способствует развитию зарядной инфраструктуры и дает возможность дистрибьюторам выводить на российский рынок не только большее количество автомобилей, но и более доступные модели”, — считает глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель.
Но похоже, что этот рост — явление временное и во многом объясняется нулевой пошлиной на ввоз “электричек” (эта мера была введена прошлой весной и продлится до конца этого года). Отказ от продления нулевой пошлины, скорее всего, приведет к немедленному росту стоимости электромобилей (как новых, так и подержанных) и к снижению покупательского интереса.
“Кроме того, некоторые производители могут отложить вывод своих электромобилей на российский рынок на фоне более высоких затрат на меньший, чем ожидалось, объем продаж электромобилей.
Поэтому наш комитет убежден, что продление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили выгодно как всем участникам рынка, так и государству”, — считает Томас Штерцель.
Сейчас парк электромобилей в РФ совсем невелик: по данным аналитического агентства “Автостат”, на середину 2021 года насчитывалось 12,6 тыс. таких машин. Причем большая их часть (почти 6 тыс.) была ввезена в прошлом году после отмены пошлин.
Формально решение должны принять на уровне ЕАЭС. За продление нулевой пошлины выступает Белоруссия, против — Россия. В Минпромторге отмечают, что продление нулевой ставки таможенной пошлины на электромобили “не будет способствовать принятию инвестиционных решений в России”.
Ранее отечественные “Автотор” и “Камаз” объявляли о подготовке к выпуску собственных моделей, но в любом случае появление первых серийных машин запланировано только на 2024 год. Говорят и о сборке в 2022 году 2,5 тыс. электромобилей.
Но кто этот таинственный производитель? Липецкий “Моторинвест”? Тольяттинская “Зетта”? Специалисты ломают головы… Но сходятся в том, что в любом случае, в сложившейся сейчас ситуации, хотя бы на несколько лет, рынку нужно дать возможность расти за счет ввоза.
На эту тему
Тем не менее в Минпромторге в будущем году предлагают еще и резко повысить утилизационный сбор за ввоз в страну электромобилей. Сейчас он составляет 32 тыс. рублей для новых машин и 122 тыс. для авто старше трех лет (ставки для юридических лиц).
Согласно опубликованному проекту, коэффициент может вырасти почти в девять и в четыре раза соответственно.
Средства от повышения утильсбора министерство планирует направить на финансирование программ поддержки спроса на электромобили, в том числе льготные лизинг и автокредитование.
Для физических лиц практически никаких серьезных изменений по уплате утилизационного сбора министерство не запланировало, и ставки составят 4,5–6,5 тыс. рублей. Другое дело, что в индивидуальном порядке электромашины завозились в Россию в мизерных количествах.
В общем, пока вырисовывается такая картина: с 1 января (если на очередном заседании Совета ЕАЭС страны не сумеют договориться) автоматически появится ввозная пошлина на электромобили в размере 15%. Плюс к тому (если Минпромторг сумеет убедить правительство) резко вырастет утилизационный сбор. И тут, как мне кажется, тот самый резкий рост продаж электромобилей несколько застопорится.
Кроме того, как отмечает глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель, предстоит еще пройти долгий путь, чтобы преодолеть глобальный спад производства и новые проблемы в логистике, связанные с разрывом цепочек поставок.
Но все не так уж плохо — по итогам десяти месяцев (за счет активного роста в весенние месяцы) российский авторынок все еще остается в плюсе на 10,5%.
А, например, рынок Германии (самый крупный и стабильный в Европе) по итогам девяти месяцев этого года показал падение на 1,2%.
Три главных тренда автомобильного рынка будущего
В начале января самое время поговорить о том, что год грядущий готовит всем автомобилистам. На сей раз речь пойдет не только и не столько о новых моделях, сколько об основных тенденциях автопрома, бурное развитие которых ожидается и в течение предстоящих месяцев, и во всем третьем десятилетии этого века, начавшемся в минувшую новогоднюю ночь
Иллюстрация: vectorpouch/Freepik
Начиная писать этот обзор, посвященный актуальным тенденциям развития авторынка, воплощение которых мы будем наблюдать в этом году и десятилетии XXI века, я вспомнил два своих ярких впечатления последнего времени. Первое — от новости, что в Швеции стартовал шеринг кроссовок.
Второе — от новости, что мой хороший знакомый, известный кинорежиссер и сценарист, продал свой Landrover и перешел на каршеринг, потому что собянинское правительство решило сломать здание кинотеатра, в подвале которого у моего знакомого находился подземный гараж.
Обе эти новости, как легко догадаться, являются индикаторами одного и того же процесса. Шеринг кроссовок — это шеринг средства передвижения в буквальном смысле этого слова.
И если шеринг одежды — хорошее подспорье для старого доброго секонд-хенда, вещь вполне обычная, не слишком этически выдающаяся, существующая в мире довольно давно и даже проникающая в Россию, то шеринг кроссовок является челленджем, атакующим брезгливость, интимные границы и привычку к чистоплотности разом. На этом фоне главный аргумент против каршеринга — «не знаю, кто там сидел до меня» — меркнет. Шузшеринг самим фактом своего появления указывает на то, что каршеринг не победить.
Последние лет десять о каршеринге все говорят, восемь из них для нас, москвичей, он является реальностью. Каршеринг можно назвать одной из основных тенденций развития авторынка не потому, что он связан с производством новых моделей, а потому, что в прямом смысле слова воздействует на рынок — снижает долю личных автомобилей.
Пока что наибольшее давление каршеринг оказывает на средний и нижний ценовой сегмент, поскольку таких машин больше всего в каршеринговых парках, но в будущем идеальном мире шеринговой экономики распределение автомобилей на рынке по классам не слишком изменится: богатые будут ездить на премиальном каршеринге, средний класс — на каршеринге среднего класса, и так далее. Насколько реальна эта фантастическая картина, сказать трудно: первый сервис по аренде авто был запущен в далеком 1948 году в Цюрихе, но просуществовал всего два-три года, после чего на Западе возникали периодические попытки, многообещающие, но так и не ставшие тенденцией. Истинно победительное движение по миру каршеринг начал лишь в миллениум, и к настоящему моменту каршеринговые парки развитых стран — это десятки тысяч автомобилей, к крупнейшим из них относится рынок Германии. Однако совсем недавно мировым лидером каршеринга стала Москва: 30 тысяч каршеринговых машин колесило по ее улицам и стояло за символическую цену на ее дорогущих для автовладельцев платных парковках еще в 2019 году. В 2021 году планируется сближение рынков такси и каршеринга.
Иными словами, что шведу кроссовки, то русскому — автомобиль.
Наступление каршеринга на авторынок — это первый из трех глобальных вызовов традиции, сервисный. Два других глобальных вызова — технологические. Второй — электромобили. Еще пять лет назад в масштабах всего мира это была капля в море.
В 2015 году в США — а это крупнейший автомобильный рынок из всех — из 17 миллионов проданных новых автомобилей электрокаров было 115 тысяч, менее 1%. Всего в мире по дорогам в 2020 году ездило примерно 10 миллионов электромобилей, тогда как в 2016-м их было менее двух миллионов.
По подсчетам нефтяников, в 2019 году электромобили убрали с рынка 600 тысяч баррелей нефти. Но основную угрозу в будущем они представляют не столько для нефтяной отрасли как таковой, сколько для традиционного автомобилестроения. По прогнозу Bloomberg, доля электромобилей в 2023 году составит 7% от общего объема продаж.
Если сравнивать эту цифру с пятилетней давности соотношением на американском — самом крупном — рынке, то можно видеть очевидный прогресс.
Коммунизм, который, как мы знаем, есть советская власть плюс электрификация всей страны, наступит не скоро, причем не потому, что нет советской власти, а по исключительно экономическим причинам. Электрификация пока не столь выгодна, сколь эффектна и экологична.
Бурный рост автомобильной электрификации сдерживается покупательским рацио: электромобиль слишком дорог. Экономия на топливе несоразмерна высокой стоимости самого автомобиля и его обслуживания. Поэтому 2021 год не принесет никаких революционных изменений на этом поле.
Тем более в России, где в Москве всего около 100 электрозаправок, а во всей стране — 160 с небольшим.
Иллюстрация: vectorpouch/Freepik
В 2021 году на мировом и отчасти на российском рынке появится сразу несколько электрических новинок. Первый электрический кроссовер выпустит Audi. К нему будет прилагаться еще купеобразная версия. Свой электрокроссовер, способный проехать на батарейке 450 км, представит также Mercedes.
Появится, но не доедет до России электрокар от Ford. Ну и наконец, Tesla представит электропикап, внешне похожий скорее на космолет, бороздящий пыльные тропинки далеких планет — как ему, в сущности, и положено.
Немецкий ответ на эту инициативу — электрокар BMW iNext следующего поколения также должен выйти на рынок в 2021 году — как тебе такое, Илон Маск?
Третий тренд — автоматизация. В 2010 году я был в знаменитом баварском BMW Welt — штаб-квартире бренда, совмещающей в себе много всего, от трека до музея.
И посреди обширной и во всех смыслах богатой экспозиции красовался концепт-кар — полностью автоматизированный автомобиль, который умел сам включать фары, складывать и раскладывать зеркала, а также, само собой, ездить и парковаться.
Раскрыв рот, публика смотрела на чудо техники. Немецкие инженеры с гордостью и слегка туманно говорили, что эта машина — сумма технологий близкого будущего.
4 тренда автомобильной отрасли | Инновации на РБК+
Михаил Воскресенский/РИА Новости
Технологии, еще недавно эксклюзивные, становятся не просто серийными, но и массовыми. Эти и другие направления развития автопрома выявил прошедший в марте автосалон в Женеве.
Электрокары марки Tesla перевернули рынок буквально за несколько лет, в течение которых почти все крупные производители разработали собственные электрические модели, пригодные для ежедневного использования. Первыми стали премиальные бренды, но нынешний автосалон показал, что электромоторы вот-вот придут и в массовый сегмент.
Например, один из главных бестселлеров европейского рынка — компакт Peugeot 208 нового поколения — построен на модульной платформе CMP, которая помимо традиционных агрегатов предполагает использование электрических двигателей. Новый Peugeot 208 будет предлагаться не только с традиционными турбомоторами, но и в электрическом исполнении: это модель e-208 с силовой установкой мощностью 136 л.с. и запасом хода около 450 км.
А псевдокроссовер Kia Soul третьего поколения в Европе в отличие от России вообще будет доступен исключительно в электрическом исполнении, причем на выбор предложат сразу две силовые установки: 136-сильную с запасом хода до 277 км и 204-сильную с 452 км пробега. Автомобиль оснащен системой быстрой зарядки, которая способна пополнить батареи до 80% за 42 минуты.
Японская Honda тоже переводит европейский модельный ряд на электротягу. Первой моделью новой линейки станет серийная версия компакта Honda E Prototype с приводом на заднюю ось и запасом хода около 200 км.
Серийным совсем скоро станет и Seat el-Born — вариация на тему уже существующего электрокара Volkswagen I.D. под испанской маркой в своей собственной стилистике. У машины электромотор мощностью 204 л.с.
и задний привод, а запас хода составляет 420 км.
Наконец, очередной электрический компакт-кроссовер Škoda под названием Vision iV в этот раз представлял собой не намек на традиционную модель ближайшего будущего, а концепт полноценного электрокара, продажи которого начнутся в 2021 году. Два электромотора суммарной мощностью 306 л.с. обеспечивают привод на переднюю и заднюю оси, запаса батарей хватает на 500 км.
Тренд 2. Персонализация брендов
Дизайн-студии начали делать собственные автомобили, а компании, которые раньше помогали крупным производителям строить заряженные или особые версии, выделяются в отдельные бренды и суббренды, предлагая условно независимую продукцию.
Например, ателье Pininfarina представило электрический гиперкар Battista, который имеет серийный статус и будет продаваться со следующего года по цене $2–2,5 млн. С четырьмя электродвигателями суммарной мощностью около 1900 л.с.
он станет самым мощным итальянским автомобилем в истории, причем заявленный запас хода достигает 450 км.
А за малоизвестным именем GFG Style Kangaroo скрывается творение знаменитого дизайнера Джорджетто Джуджаро, владельца марки GFG Style. Машина представляет собой микс суперкара и внедорожника, причем тоже с электрическим приводом. Два мотора в сумме развивают 490 л.с., привод — полный, а клиренс меняется от 140 до 260 мм.
Первой серийной моделью, отделившейся от Aston Martin марки Lagonda, в 2021 году станет кроссовер All-Terrain — по сути, электрическая версия модели Aston Martin DBX, которая и сама пока существует только в виде концепта. Предполагается, что будущий All-Terrain станет более технологичной альтернативой роскошным внедорожникам Rolls-Royce Cullinan и Bentley Bentayga.
Точно так же от испанской марки Seat отделился бренд Cupra, который представил дебютную модель Formentor. Купе-кроссовер, впрочем, не утратил родственных связей, позаимствовал ряд стилистических решений у флагманского Seat Tarraco и получил гибридную установку с отдачей 250 л.с.
А компания Polestar, бывшее придворное ателье Volvo, запускает уже вторую собственную модель. Электрокар Polestar 2, который выйдет на рынок в следующем году, построен на шведской платформе CMA и имеет два электромотора суммарной мощностью 408 л.с., но выпускаться будет в Китае. Автомобиль станет конкурентом Tesla Model 3.
Тренд 3. Специально для каршеринга
Следуя трендам экономики шеринга, автопроизводители предлагают собственные программы краткосрочной аренды, организуют продажи по подписке, а теперь стали разрабатывать специализированные автомобили для систем городского проката — пока в качестве экспериментов и с весьма необычными концепциями. Это компактные электромобили с высокой степенью автономности, рассчитанные на одного-двух пассажиров.
Концептуально электрокар Seat Minimo очень напоминает звезду европейского каршеринга Renault Twizy: внешность как у квадроцикла, два кресла, расположенные одно за другим, электрический двигатель небольшой мощности. Запас хода на одной зарядке не превышает у Seat Minimo 100 км, зато он сможет самостоятельно добираться до арендатора и самостоятельно возвращаться к зарядной станции.
Компактный Citroën Ami One Concept исповедует примерно те же принципы и предполагает возможность управления таким транспортным средством без водительских прав.
Машинка длиной не более 2,5 м предназначается для молодежного каршеринга. Максимальная скорость Ami One Concept не превышает 45 км/ч, а запас хода составляет около 100 км.
Для полной зарядки этого электромобиля потребуется около двух часов, и этот процесс тоже предполагается полностью автоматизировать.
Тренд 4. Электровэны и электрогрузовики
Электрические технологии потихоньку приходят и в коммерческие сегменты рынка. В Женеве Mercedes-Benz помимо обновленного фургона модели V-Class представил электрический прототип EQV.
Внешне EQV выглядит как особое исполнение того же V-Class, но на самом деле это совершенно новый автомобиль, стилизованный под знакомый кузов. Восьмиместный минивэн комплектуется электромотором мощностью 201 л.с.
на передней оси и батареей, обеспечивающей более 400 км пробега.
Серийный Mercedes-Benz EQV должен стать полноценным конкурентом микроавтобусу Volkswagen ID Buzz, который немцы показали почти два года назад и пока не успели довести до серийного производства.
Хотя прототип казался многообещающим: симпатичная внешность в стиле VW Transporter первого поколения, восьмиместный салон и полностью автономный режим движения. Силовая установка — два электромотора суммарной мощностью 369 л.с.
, запас хода — около 600 км.
Но если ID Buzz — автомобиль недалекого будущего, то электрический VW e-Transporter нынешнего поколения — это уже настоящее. Правда, сам Volkswagen к машине отношения не имеет, поскольку созданием электрической версии занималось знаменитое тюнинг-ателье ABT Sportsline. Поэтому и выглядит e-Transporter по-спортивному: аэродинамический обвес, 20-дюймовые колеса, заниженная подвеска.
Самое же главное — электромотор мощностью 110 л.с. и не слишком вместительная батарея, с которой фургон может проехать около 200 км. Создатели обещают и более емкий вариант с запасом хода до 400 км. При этом вместимость грузового отсека объемом 6,7 куб. м не изменилась. Следом ABT обещает перевести на электротягу и другие модели Volkswagen, включая «каблучок» Caddy.
Спрос в эпоху коронакризиса: как изменился авторынок в 2020 году — Транспорт на vc.ru
Александр Зверев, руководитель по развитию бизнеса Авто.ру, рассказывает, что изменилось в индустрии и к чему стоит готовиться в ближайшем будущем.
{“id”:183877}
Обвал рубля, экономический спад, весенняя остановка производств и стремление обезопасить себя от вируса — все эти факторы в совокупности заметно трансформировали облик российского авторынка. По прогнозам Авто.ру, все вернется на круги своя не ранее первого квартала 2021 года — но какие-то тенденции могут остаться с нами и на больший срок.
Первым следствием пандемии, которое ощутили на себе и автовладельцы, и дилеры, стало то, что ценность собственного автомобиля существенно возросла. Личный транспорт, позволяющий минимизировать контакты с другими людьми, в 2020 году оказался самым безопасным способом передвижения.
Как показало июльское исследование «Авто.ру» и GFK, представители всех возрастных категорий считают автомобиль наиболее предпочтительным видом транспорта: за него высказались 94% автомобилистов и 66,5% тех, у кого сейчас нет своей машины.
А доля людей, планирующих отказаться от собственного авто, во время пандемии сократилась с 5,3 до 3,7%.
Эта тенденция стала одним из фактором, которые вызвали ажиотажный спрос на автомобили: необычайно высокую активность покупателей отметили 88% опрошенных сервисом Авто.ру дилеров.
Свой вклад внес и эффект отложенного спроса: запрет на работу дилерских центров во время карантина обернулся бумом покупательской активности после снятия ограничений.
Еще одним фактором, подстегнувшим спрос на автомобили, стал обвал рубля: многие из тех, кто раньше откладывал покупку машины, решили сделать это сейчас, опасаясь дальнейшего роста цен из-за падения валюты. Плюс весенняя инициатива ЦБ по снижению ставки рефинансирования сделала кредиты более доступными.
Журнал Авто.ру
С введением ограничений весной начались перебои в поставках новых автомобилей: их дефицит отметили почти 90% дилеров, которых мы опросили в рамках исследования в октябре этого года. Главной причиной проблемы стала остановка заводов во многих странах из-за карантинных мер.
Так, в Великобритании за апрель было выпущено всего 197 автомобилей по сравнению с почти 71 тысячей в 2019 году — производство упало на 99,7%. А в США с января по июль выпустили 6,6 млн машин и легких грузовиков — на 3 млн меньше, чем за тот же период прошлого года.
Такая же ситуация отмечается и в России: в апреле производство легковых автомобилей снизилось до 30 тысяч штук, упав на 79,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
В сентябре Минпромторг объявил новые цифры: за первые девять месяцев 2020 году количество выпущенных авто упало на четверть.
И даже те страны, где заводы продолжали работать, столкнулись со сложностями из-за отсутствия поставок запчастей.
Этот весенний перерыв авторынок будет ощущать на себе еще долго: по мнению большинства его участников, ситуация с наличием новых машин в дилерских центрах улучшится не раньше первого квартала 2021 года.
В российском сегменте поставки только сейчас начинают понемногу возобновляться, но пока еще медленными темпами.
Кроме того, тревогу вызывает вторая волна пандемии, которая приводит к новым ограничениям в разных странах.
Из-за этих двух факторов: высокого спроса и падения рубля — автомобили на российском рынке продолжают дорожать: в сентябре и октябре цены подняли 30 брендов.
Рынок покупателя превратился в рынок продавца: если раньше дилерам приходилось закладывать огромный бюджет на маркетинг, чтобы выиграть борьбу за клиента, сегодня ситуация в корне изменилась.
В условиях жесткого дефицита покупатели соревнуются между собой за товары и готовы идти на компромиссы: например, соглашаются приобрести КАСКО в том же дилерском центре или взять автомобиль в топовой комплектации, поскольку других вариантов можно ждать еще долго.
И хотя высокие цены, казалось бы, должны сбить спрос, этого не происходит. Зато увеличилось количество кредитов на автомобили: по данным нашего октябрьского исследования, в последние месяцы рост сделок с привлечением кредитных средств отметили 48% дилеров.
Несмотря на высокий спрос, ситуацию дилеров тоже сложно назвать радужной. Главные их проблемы на текущий момент — отсутствие понимания, когда поставки возобновятся в полной мере и угроза повторного карантина.
Ведь только за апрель, по подсчетам Авто.ру, дилеры недополучили 340 млрд рублей, и не все пока смогли вернуться к докризисной прибыли.
Пытаясь справиться с высоким спросом при дефиците новых машин, дилеры стали активнее выкупать автомобили с пробегом.
Из-за текущей нестабильной ситуации даже краткосрочные прогнозы по дальнейшему развитию рынка делать сложно.
Но, вероятнее всего, запасы новых автомобилей на складах восстановятся к весне 2021 года, а это значит, что вторичный рынок придет в норму лишь через пару месяцев после этого.
Но аномальный спрос на покупку авто может пойти на спад уже к концу 2020 года: о себе дадут знать экономический кризис и постепенное возобновление поставок. Это должно частично вернуть скидки на новые автомобили и скорректировать цены на машины с пробегом.
Что касается потребительского поведения, то, вероятно, в пост-коронавирусном мире увеличится срок владения автомобилем — как из-за экономических трудностей, так и из-за затянувшегося периода восстановления производства, который сильно сократил ассортимент на рынке.
Это значит, что вырастет спрос на такие услуги, как отчеты про историю машины. Например, Авто.
ру в отчетах ПроАвто агрегирует информацию про автомобили из множества разных источников: от автопроизводителей и дистрибьюторов, сетей СТО, страховых компаний и государственных органов.
Они содержат сведения о том, попадала ли машина в ДТП, есть ли у нее юридические ограничения, какое было количество владельцев по ПТС и многое другое. Эта информация помогает покупателю — как частному, так и профессиональному — минимизировать риск столкнуться с мошенниками.
Важно, что в качестве площадки для покупки подержанного автомобиля потребители все чаще выбирают классифайды: так, по данным исследования O+K Research, в октябре этого года порядка 65% автовладельцев приобрели машину с пробегом с помощью онлайн-ресурсов, причем 40% сделали это на Авто.ру. Еще 19% купили автомобиль у друзей или знакомых и всего 12% — в дилерском центре.
Вторым долгосрочным следствием пандемии станет рост популярности онлайн-сервисов. В период карантина участникам рынка пришлось оперативно перестраивать бизнес, в частности, разрабатывать такие опции, как онлайн-бронирование и доставка машин.
{“contentId”:183877,”count”:0,”isReposted”:false}
{“id”:183877}
«ForAuto-2021»: главные тренды на рынке автомобилей с пробегом
«В 2020 году тема автомобилей с пробегом была сверхинтересна, поскольку, если на рынке новых автомобилей возникают проблемы, то покупатели уходят на рынок подержанных авто», – так начал сегодня свое выступление на XI форуме «ForAuto-2021. Автомобильный рынок. Итоги и прогнозы» исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
Он напомнил участникам форума, что соотношение рынка новых легковых автомобилей к вторичному рынку в 2020 году было 1:3,8. Среди других тенденций на этом рынке эксперт назвал следующие.
Большая часть этого рынка происходит «из рук в руки», поэтому закрытие дилерских центров на этом рынке практически не сказалось.
Если смотреть по сегментам, то массовый сегмент показал на «вторичке» +1%, а премиум +6%, хотя цены на рынке росли быстрее именно на дорогие автомобили.
Всего за год в России на вторичном рынке было перепродано 5,5 млн автомобилей (+2% к 2019 году). Из них более половины пришлось на транспортные средства старше 10 лет (55,2%), еще 31,2% – на машины в возрасте от 5 до 10 лет. Относительно свежие автомобили – до 5 лет заняли всего 13,6% вторичного рынка.
Однако именно эта последняя и самая малочисленная категория (условно целевой сегмент) более всего интересна официальным дилерам, многие из которых имеют свои сертифицированные программы по работе с такими автомобилями.
Лидеры именно целевого сегмента по динамике: в массовом сегменте – Hyundai Creta, LADA Vesta, Volkswagen Polo, а в премиальном – Lexus RX, Mercedes-Benz GLS, BMW 5-Series.
Рост цен на первичном авторынке спровоцировал переход части клиентов на покупку подержанного авто. Однако и цены на автомобили с пробегом в 2010 году продолжали активно расти. Напомним, что, по данным агентства «АВТОСТАТ», средневзвешенная цена легкового автомобиля с пробегом в 2020 году выросла на 10%.
Форум продолжает свою работу в режиме онлайн. Впереди еще много аналитики по разным сегментам авторынка, финансовый блок, планы игроков (производители, дистрибьюторы, дилеры) и многое другое. Участники форума получат доступ к материалам спикеров.