- Аквапланирование автомобиля является одной из распространённой причиной аварий на дороге.
- Как правило, это связано с проблемами в управлении автомобилем в весенне-осеннюю распутицу или дождливую погоду.
- Но аквапланирование не возникает, если водитель ездит по лужам с небольшой скоростью, причина такого явления лежит в превышении скоростных режимов вождения автомобиля.
- Чем выше скорость движения на мокрой дороге, тем выше вероятность возникновения аквапланирования.
- Но превышение скорости, это пол беды, так как причин возникновения аквапланирования при вождении существует несколько.
Аквапланирование, что это
- Для того, чтобы разбираться, что же такое аквапланирование, необходимо провести простой пример.
- Принимаем силу сцепления автомобильной шины с дорожным сухим покрытием за единицу.
- Сцепление на мокром асфальте тогда будет не более 0,5, а на льду он уменьшается еще на порядок.
- А в процессе аквапланирования контакт протектора и дороги отсутствует совершенно, и сила сцепления равна нулю.
Так как колесо на водяной пленке находится в легком свободном скольжении, то возможность водителя управлять автомашиной почти равна нулю. В этом и заключается опасность этого явления.
По — другому аквапланирование еще называют «водяным скольжением».
Условия возникновения
Возьмем за пример обычную ситуацию, автомашина движется по дороге, которая покрыта слоем воды или водно-грязевой «кашей».
В этом случае любая шина постоянно выдавливает пред собой водянистую субстанцию из места контакта, и перед собой прогоняет водяной вал, который мы всегда можем видеть, когда находимся на дороге в качестве пешеходов.
По результатам испытаний учеными было установлено, что давление в этом самом вале достигает 2 bar, а его высота может быть от одного до трех сантиметров. Называют это явленние водяным клином.
- Если средняя ширина протектора у легковой шины равна примерно 15 сантиметрам, то можно говорить, что усилие, с которым вжимается водяной клин между дорогой и шиной, достигает 30-40 килограмм.
- До определенного момента шина будет успешно выдавливать этот клин воды, и создавать пятно контакта с поверхностью дорожного полотна.
- Действенность данного процесса зависит от таких факторов:
- Рельеф протектора;
- Толщина водяной пленки дороги;
- Скорость движения автомашины.
- Эти факторы весьма тесно взаимосвязаны.
- Маленькая глубина канавок не может быстро и полностью удалить воду их зону контакта.
- Изношенная шина при водяной пленке в один миллиметр и при скорости примерно в 100 километров в час не сможет из-под колеса вытеснять эффективно влагу.
- Вал воды будет постепенно превращаться в приумножающий клин, отрывающий шину от поверхности дороги, и машина поплывет.
К сожалению, экстренное торможение не приведет к прекращению аквапланирования мгновенно. Да и будет уже не до торможения, потому как машина будет «крутиться» как попало по дороге.
Читайте по теме: Что делать если отказали тормоза.
Аквапланирование на автомобилях с различными типами привода
У автомашины с задним приводом настоящий эффект аквапланирования сначала наблюдаемся на передней оси.
Видавший виды водитель сможет сразу почувствовать начало данного явления и своевременно отреагировать на него.
Руль станет «мягким», и перестает ощущаться реакция дороги. В данном случае, даже не повышая скорость, можно совершить ДТП, достаточно лишь встретить глубокую лужу.
У автомобиля с передним приводом аквапланирование, как правило, «завязывается» на задних колесах, поскольку передние колеса являются ведущими и «тянут» автомашину.
Водитель может даже ничего не обнаружить подозрительного, причем, при увеличении скорости тоже. При этом самое небольшое торможение или сброс газа смогут развернуть автомобиль.
Аквапланирование и узор протектора
С сожалению даже некоторые новейшие шины с «летним» узором протектора могут быть предрасположены к аквапланированию.
Дождевой узор протектора
- Существует резина с специальным противо дождевым узором.
- При одинаковой скорости особый «дождевой» узор протектора поможет «удержать» контакт, тогда как под обыкновенным протектором будет четко наблюдаться первоначальная стадия появления аквапланирования.
- Каждому автомобилисту необходимо знать об важнейших визуальных приметах водоотталкивающих покрышек.
- В узоре их протектора будет обязательно присутствовать продольная центральная, достаточно глубокая, канавка и поперечные разветвленные прорези «навылет».
Направленный узор протектора
Наиболее действенным считается направленный узор протектора, когда водоотводы создают «елочку». При вступлении вершины данной «елочки» в основу контакта покрышки и дороги, вода по ее ответвлениям вытесняется назад и по сторонам от шины.
Еще одно важное замечание о применении протектора с направленным узором. Если во время установки покрышки на диск поставить по ошибке рисунок в перевернутом виде, то вода вытесняться не будет, а закачиваться от боковых частей к месту контакта, при этом, со всеми неприятными результатами.
В данном случае повышенная вероятность аквапланирования Вам гарантирована.
Читайте по теме: Как выбрать летнюю резину.
Дорожное покрытие
К месту сказать, если под колесами машины очень гладкий и мокрый автобан, то риск появления аквапланирования намного выше, чем на крупнозернистом асфальтобетоне, так как вода на нем должна покрыть несколько миллиметров выступающих бугорков, чтобы подготовить неблагоприятные условия для автомашины.
Следует помнить о том, что на обыкновенных дорогах эксплуатационные свойства шин, которые обладают лучшим анти аквапланирующим свойством, часто хуже, чем у резины, которая больше подвержена скольжению на мокрых дорогах.
Толщина водяной пленки и скорость движения
Относительно двух иных упомянутых факторов, которые способствуют аквапланированию автомашины — толщина водяной пленки и скорость движения, то заявлять о каких-нибудь апробированных способах контроля пока трудно.
Причина – их просто нет. Уже давно замечено, что возможность потери управления автомашиной на мокрой дороге объединена как со скоростным режимом машины, так и толщиной пленки воды.
Но на сегодняшний день, к сожалению, отсутствуют научно доказанные критерии взаимной связи.
Другие факторы
Кроме колесных факторов, существует немало и других, довольно случайных ситуаций, оказывающих влияние на поведение автомашины и ее наклонность к аквапланированию.
Например, состояние амортизаторов. По результатам многочисленных тестов, было доказано, что работоспособный, но изношенный на 50 – 60 % амортизатор, значительно ухудшает ситуацию.
А имеется еще механизм руля, подвеска, параметры развала – схождения и распределительная нагрузка по осям.
Читайте по теме: Развал схождения колес своими руками.
- Не забывайте, что аквапланирование намного легче предотвращать, чем прекращать.
- Оно даже опаснее, чем скольжение по льду, поэтому не экономьте на шинах, и не пытайтесь обгонять все, что движется.
Что собой представляет аквапланирование?
Доказано, что большинство аварий приходится на дождливую погоду, и дело состоит не в плохой видимости, а в опаснейшем эффекте аквапланирования. Далее разберем, что представляет собой аквапланирование, как его избежать, и как вести себя в таких случаях.
Что такое аквапланирование?
Аквапланированием называется ситуация, при которой шины автомобиля слабо соприкасаются с дорожным полотном из-за слоя воды. Планирование по поверхности воды возникает при высокой скорости, которая снижает сцепление колес с дорогой, и автомобиль будто плывет как корабль.
Опасность эффекта состоит в том, что во мгновение водитель может потерять управление автомобилем, произойдет неконтролируемый занос со всеми вытекающими. Попадая в данную ситуацию, аквапланирование оказывается сложнее езды по льду, так как в первом случае колесо буквально висит в воздухе.
Помимо высокой скорости существует и другие факторы, провоцирующие потерю контроля над автомобилем.
Факторы, влияющие на аквапланирование автомобиля
Итак, высокая скорость — одна из главных причин потери контроля над автомобилем и в целом виновница более 80% всех ДТП, и такие, как:
- попадание в лужу на высокой скорости;
- сильный поток воды по дороге;
- недостаточная толщина протектора или неправильный рисунок;
- неровная дорога, вследствие чего неравномерное распределение воды;
- разное давление в шинах;
- неисправность подвески, люфт рулевого управления, а также перегруз автомобиля.
Рисунок шин
Остаточная толщина протектора, при котором шина гарантированно выполняет свои функции — 8 мм. Крайне важно, чтобы износ шин был максимально равномерен, что позволит даже при минимальном остатке рисунка добиться стабильного сцепления с дорогой.
Езда на “лысой” резине по воде выглядит так: при наборе скорости свыше 60 км/ч, вода собирается перед колесами, образовывается волна. Из-за недостаточной толщины водоотталкивающих бороздок колеса теряют контакт с дорогой, а между ними возникает прослойка воды.
Автомобиль “плывет”, ощущается легкость руля, однако при малейшем неправильном усилии на него автомобиль поведет юзом, возникает неконтролируемый занос. Что делать в данной ситуации:
- снизить плавно скорость, исключить езду в нейтральном положении, желательно тормозить двигателем;
- не превышать скорость 40 км/ч;
- добавить давление в шинах на 0.2-0.4 атмосферы выше нормы, выравнивать значение во всех колесах;
- освободить заднюю ось от нагрузки.
????Еще по теме: 10 самых необычных двигателей в истории
Если вам регион преимущественно дождливый, то необходимо выбирать соответствующие шины — водоотталкивающие с широким протектором.
Толщина водяной пленки
Непосредственную роль играет толщина слоя воды. Мокрая дорога обеспечивает лучшее сцепление, а глубокие лужи и сильный поток воды (ливень и дождь, или пробой канализации), наряду с неравномерностью дорожного покрытия, моментально приведет к аквапланированию. При этом даже самая лучшая шина не способна в полной мере сохранить контроль над авто.
Скорость движения
Даже при тонком слое воды аквапланирование начинается с 70 км/ч. С каждым десятком повышения скорости коэффициент сцепления диаметрально-противоположно. Для максимальной безопасности желательно держать скорость на уровне 50-70 км/ч. Также такая скорость безопасна для двигателя, минимизируется вероятность попадания воды в цилиндры двигателя, замыкание генератора и электроцепи.
Состояние подвески
Следствие неисправной подвески — повышенный люфт между подвижными деталями.
Из-за этого автомобиль уходит в сторону, либо его кидает по дороге, необходимо постоянное подруливание, а резкое движение рулевым колесом может привести к заносу.
Также старайтесь осторожно тормозить, без резких нажатий на педаль тормоза, что позволит сохранить тормозные диски в рабочем состоянии, иначе их деформация неизбежна (на раскаленный металл попадает вода).
Чем опасно аквапланирование?
Главная опасность от аквапланирования — потеря над контролем автомобиля, что влечет за собой дорожно-транспортное происшествие. Большую опасность производит то, что классическое применение навыков от заноса не спасает.
Например, переднеприводный автомобиль из заноса выходит путем резкого нажатия на педаль акселератора, вследствие чего авто выравнивается.
В случае с аквапланированием сложнее: из-за отсутствия пятна контакта ведущие колеса будут просто буксовать, что приведет к более худшим последствиям.
Что делать в этой ситуации?
Ни один водитель не застрахован от аквапланирования, даже самый дорогой и безопасный авто может попасть в данную ситуацию. Последовательность действий:
- При возникновении эффекта держите руль крепко, ни в коем случае не вращайте его, пытаясь выровнять автомобиль, напротив это усугубит ситуацию. Если вы держите руль крепко, то автомобиль просто прокрутит вокруг своей оси, в противном случае активная “рулежка” будет кидать авто из стороны в сторону, что чревато ударом о препятствие или встречный автомобиль.
- Отпустить педаль тормоза или нажимать на нее легко, быстрыми и короткими движениями. Пытайтесь остановить машину двигателем, понижая передачи. На автоматической КПП Tiptronic вручную снижайте передачи, переключаясь на “-”.
- Соблюдайте спокойствие. Любая паника усугубит последствия, важно четкое понимание ситуации, а также холодный расчет.
????Еще по теме: 4 Управление – поворотный задний мост
Как избежать аквапланирования?
Важные правила, которые не допустят эффекта планирования:
- соблюдайте скоростной режим, максимальная скорость при этом не должна превышать 70 км/ч;
- проверьте давление в шинах, оно должно быть одинаковым везде;
- остаточная толщина протектора не должна быть менее положенных значений;
- избегайте резких разгонов, торможений и резкого вращения рулем;
- не перегружайте багажник;
- видя перед собой лужу — снизьте перед ней скорость.
Признаки автомобильных шин, устойчивых к аквапланированию
Не каждая шина способна обеспечить максимальный отвод воды. Например у всемирно известной фирмы Continental существуют специальные “дождевые” шины серии Uniroyal Tyres. При долгосрочных тестах была выявлена наилучшая эффективность отвода воды от колес, максимальное сцепление с дорогой и стабильный контроль над управлением автомобиля.
Главное помните, какой бы не была качественная шина, какими новейшими технологиями безопасности автомобиль не комплектовался — от аквапланирования не застрахован никто. Только соблюдение скоростного режима, дистанции и интервала, а также поддержание транспортного средства в исправном состоянии позволит избежать пагубного эффекта аквапланирования.
Главная » Статьи » Что собой представляет аквапланирование?
Раз – и ты совершенно беспомощен. В чем коварство аквапланирования и как его избежать
Аквапланирование – явление нечастое, но крайне опасное, поскольку ведет к потере контроля над автомобилем. Последний трагический случай имел место несколько дней назад. Каковы причины и как можно снизить риск подобных происшествий? Будем разбираться!
Что произошло
Поводом для возвращения к старой теме стало ДТП, которое произошло в начале этой недели на трассе Минск – Витебск с участием легкового автомобиля и маршрутного такси.
“Предварительно установлено, что в результате попадания колес автомобиля в образовавшийся на проезжей части поток воды произошел неуправляемый занос, в процессе которого автомобиль столкнулся с маршрутным такси”, – сообщил Следственный комитет.
Это происшествие обратило на себя внимание, потому что в результате погиб человек. Но за пределами информационного поля остается много других аварий, которые имели куда менее печальные последствия. Причиной их возникновения также становилось аквапланирование. Давайте разберемся, из-за чего оно происходит и можно ли его избежать.
Как и почему происходит аквапланирование
Протектор шины имеет специальный рисунок, рассчитанный на то, чтобы выдавливать воду при проезде залитой водой дороги.
Количество, форма, ширина и глубина канавок – все это работает на то, чтобы “прогонять” воду и сохранять сцепление с твердым покрытием.
Если же по какой-то причине этого недостаточно, колесо поднимается над дорогой и начинает скользить по толще воды – это и есть аквапланирование.
На фото ниже на примере зимней покрышки Continental WinterContact TS870 225/45R17 наглядная демонстрация того, сколько литров воды за секунду “прогоняет” протектор шины в зависимости от ее износа на скорости 80 км/ч.
Просто мокрый или немного залитый водой асфальт причиной подобного явления не становится. Обычно речь идет о глубокой луже или же залитой колее. В любом случае объем воды должен быть достаточно большим, чтобы колесо “всплыло” над дорогой. А дальше…
Возможны различные сценарии развития ситуации. Если машина до этого ехала по прямой, есть шанс, что она просто заскользит в том же направлении.
Но ее может развернуть (попадание колеса в “глубокую” воду означает его резкое торможение из-за возросшего сопротивления) или бросить вбок.
А если это произошло в повороте, то сорвать с движения по дуге. В любом случае контроль над автомобилем теряется.
Что можно сделать по факту (спойлер: почти ничего)
На самом деле большинство людей при возникновении аквапланирования практически бессильны. Даже подготовленный водитель очень ограничен в своих действиях и способен сделать не очень много или вообще ничего. Причем последнее в некоторых случаях будет даже лучшим решением!
Давайте по порядку. Прежде всего, “срыв” происходит очень быстро и резко, и какое-то время автомобиль выходит из-под контроля водителя. Но это лишь часть проблемы.
Попытка “словить” машину рулем или притормозить нередко лишь провоцирует проблему: когда колеса снова “цепляются” за дорогу, важно, чтобы они катились с первоначальной скоростью и в том же направлении, как до срыва.
Если же они вывернуты или замедлены тормозами, это может привести к резкому заносу.
Именно поэтому решение ничего не делать (до возвращения сцепления с дорожным покрытием) может быть не таким уж плохим.
Все действия (рулем или “газом”) будут полезны, если будут выполнены точно и своевременно, в противном случае вреда будет больше, чем пользы.
Попытки корректировать занос рулением можно предпринимать только когда вернется сцепление с дорогой. Вопрос в том, будет ли это еще возможно.
В любом случае для благополучного исхода помимо правильных в данной ситуации действий и хладнокровия нужна еще как минимум удача. На самом деле аквапланирование – одна из опаснейших ситуаций на дороге, в которой может быть бессилен даже хорошо подготовленный водитель. А посему…
Лучше до этого не доводить
Да, это как раз тот случай, когда шансы на успешное решение проблемы по факту ее возникновения невелики, поэтому крайне желательно если не исключить, то минимизировать вероятность ее возникновения. А вот такие возможности у водителя есть.
На вероятность возникновения аквапланирования влияют различные факторы. Прежде всего это уровень воды, а также рисунок протектора и его глубина. Но также нагрузка на колесо и скорость движения. На многие из этих составляющих водитель может в той или иной степени влиять.
Глубина лужи от нас не зависит, но мы выбираем, как ее проезжать.
Если дорога залита водой, есть вероятность, что ее слишком много (один из тревожных симптомов – впереди идущий автомобиль не оставляет следов, поднимает высокие брызги), что уже повод рассматривать ситуацию как потенциально опасную. Дополнительный риск несут лужи, а также залитая водой продольная колея. Здесь решением может быть пропускать такие места между колес.
Надо понимать, что риск возникновения аквапланирования в большей степени зависит от глубины протектора. Чем больше он изношен, тем меньше воды способна вытеснить шина, тем выше риск “всплытия”. Поэтому на старых покрышках нужна еще большая перестраховка.
И, наконец, скорость. Чем больше воды и чем меньше остаток протектора, тем меньше надо, чтобы колеса “всплыли” над дорогой. Но даже если покрышки новые, а лужи с виду не страшные, это не повод ехать аки посуху.
В любом случае сильный дождь, вероятность затопления дороги и те же лужи – это повод снизить скорость.
Риск аквапланирования возрастает на скоростях свыше 60 км/ч, но в отдельных случаях (большой слой воды, изношенные шины) это явление возможно и на 40-50 км/ч.
Что делать, если удалось оценить ситуацию лишь непосредственно перед въездом в воду? Если позволяют время и место, максимально гасим скорость до того момента, далее проезжаем водное препятствие уже без торможения, средним “газом” и по прямой. Если лужа в повороте, строим траекторию так, чтобы все равно проезжать ее по прямой.
В определенном смысле аквапланирование сродни прыжку с трамплина: сделать что-то в полете вы уже не можете – скорее, ухудшите ситуацию, исправлять ее надо было до (снижать скорость, чтобы не прыгать, или правильно заходить на трамплин). Или пытаться сделать что-то при приземлении.
Наш вердикт
Аквапланирование опасно тем, что водитель полностью теряет контроль над автомобилем, при этом ситуация развивается очень быстро и непредсказуемо.
По счастью, оценить и снизить риск этого явления достаточно просто.
Для этого нужно оценивать дорожную обстановку (учитывать погодные условия, состояние дороги, степень износа шин), правильно выбирать скорость и траекторию при проезде потенциально опасных мест.
Аквапланирование — что это такое и чем опасно?
При вождении в дождь наблюдается такое явление, как аквапланирование. На мокрой дороге автомобиль внезапно теряет управление. В результате водитель рискует оказаться на встречной полосе или в кювете.
К сожалению, многие недооценивают опасность этого эффекта, хотя он нередко становится причиной серьезных ДТП, попадают в которые не только новички, но и профессиональные автомобилисты.
Какова же природа аквапланирования, и о чем нужно знать, чтобы избежать беды?
Что такое аквапланирование?
У этого физического явления есть еще одно распространенное название — “водяной клин”. Оно возникает в тот момент, когда колесо машины попадает в лужу, образовавшуюся на асфальте.
Когда покрышка оказывается в воде, она резко встречает сопротивление. На низкой скорости шина “успевает” выдавливать жидкость из пятна контакта. Если автомобиль едет слишком быстро, этот процесс затрудняется.
В результате колесо в буквальном смысле слова всплывает.
Гидродинамический клин, образующийся в месте контакта, приводит к ухудшению или полной утрате сцепления шины с дорожным покрытием. При достижении критической скорости траектория транспортного средства становится непредсказуемой. Поэтому аквапланирование считается не менее опасным, чем езда в гололедицу.
Источник изображения: autozam.ruИсточник изображения: autozam.ru
Критическая скорость, превышать которую нельзя, может варьироваться. Она зависит от:
- гладкости или шероховатости полотна;
- глубины водяного слоя;
- рисунка протектора шины;
- степени износа покрышек;
- состояния подвески автомобиля;
- давления в колесах.
Если лужа не глубокая, а колеса и подвеска машины находятся в надлежащем состоянии, аквапланирование наблюдается при скорости от 70 км/ч. Если присутствуют несколько неблагоприятных факторов (перекачанные изношенные покрышки, разбитая подвеска), явление может возникать уже при 40-50 км/ч.
При столкновении с водной преградой резко увеличивается сопротивление движению. Скорость моментально падает, что сопровождается ударом по колесам. При этом руль может оказаться выбитым из рук водителя. Автомобиль непроизвольно совершает поворот, причем в какую именно сторону – предугадать невозможно.
Что делать водителю при аквапланировании?
Если дождь сильный, лужи в углублениях на асфальте образуются буквально за 5-10 минут. Поэтому первое, что нужно сделать – сбавить скорость, исходя из интенсивности осадков.
Важно правильно держать рулевое колесо. При определении положения рук обычно приводят аналогию с циферблатом часов. Для противостояния аквапланированию нужно фиксировать руль обеими руками, располагая их в положении «10-2», а еще лучше «9-3».
Источник изображения: diesel-dv.ruИсточник изображения: diesel-dv.ru
Аквапланирование может возникнуть и при попадании в воду одного колеса, и при въезде в лужу двумя колесами. Управление теряется в любом случае, так как обе стороны автомобиля всегда «всплывают» неравномерно. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что если пересечь водную преграду строго перпендикулярно, то ничего страшного не случится.
При падении скорости водитель зачастую автоматически начинает вращать руль. Это не только бесполезно, но еще и опасно. При нахождении в воде колеса практически не реагируют на поворот руля.
Однако сразу после того, как покрышки коснутся асфальта, машину может повторно занести. Чтобы этого избежать, нужно корректировать направление движения, делая многократные короткие движение рулем.
При этом каждый раз колеса нужно тут же возвращать в прямое положение.
Чтобы смягчить аквапланирование, следует отпустить педаль газа. Сопротивление сразу снизится, и управление автомобилем удастся сохранить. Нажимать же на тормоз при попадании в лужу не рекомендуется, особенно на автомобиле с передним приводом, так как это может усугубить занос. Лучше всего «тормозить» двигателем.
Нельзя использовать «лысую» резину, отработавшую свой ресурс. Минимально допустимая высота протектора для летних шин составляет 1,6 мм, для зимних – 4 мм.
Однако менять покрышки рекомендуется раньше, чем они износятся до этих цифр. Кроме того, нужно регулярно проверять давление в колесах.
Если одна из шин накачана слабее, чем все остальные, это негативно отражается на управляемости автомобиля. Поэтому давление должно быть равномерным.
Источник
Аквапланирование шин: что это и как с ним бороться?
Даже с новыми шинами от именитого производителя при толщине слоя воды на асфальте сантиметров в десять машина может потерять контакт с дорогой на скорости и до 80 км/ч.
Golf на грани срыва в аквапланирование: водяной клин уже сформировался перед передними колесами.
Golf на грани срыва в аквапланирование: водяной клин уже сформировался перед передними колесами.
Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины. То есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося автомобиля от дороги.
С точки зрения физики, объяснение следующее: когда колесо попадает на залитую водой поверхность, в зоне контакта увеличивается давление воды, когда же его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, шина всплывает.
Этапы возникновения эффекта аквапланирования: а — сухой, б — мокрый, в — при сильном дожде, 1 — участок контакта, 2 — участок водяного клина.
Этапы возникновения эффекта аквапланирования: а — сухой, б — мокрый, в — при сильном дожде, 1 — участок контакта, 2 — участок водяного клина.
Электронная энциклопедии «За рулем» наглядно иллюстрирует процесс. Взгляните на рисунок. На сухой дороге (а) пятно контакта шины с покрытием составляет величину 1. На мокрой дороге этот участок уменьшается из-за появления водяного клина (участок 2, рис. б).
По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше всплывает над дорогой подобно мчащемуся катеру, поскольку возрастает подъемная сила клина и ей приходится выдавливать больше воды из зоны контакта за меньший промежуток времени. Наконец, когда скорость достигнет определенной величины, называемой критической, и между шиной и покрытием останется слой воды (рис.
в), автомобиль, потеряв контакт с дорогой, станет неуправляемым. Опасность очевидна, поэтому аквапланирования следует избегать.
Факторы, влияющие на аквапланирование
Большое влияние на аквапланирование оказывают рисунок и степень износа протектора.
Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление.
У гладкой шины (типа слик), например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1,6 мм.
Аналогичная зависимость проявляется и в отношении дорожного покрытия. Чем крупнее зернистость асфальта, тем быстрее и больше воды выдавливается из зоны контакта. Самым опасным с точки зрения склонности к аквапланированию оказываются гладкие дорожные покрытия. Особенно в поворотах.
Толщина водяной пленки — еще один фактор, влияющий на возникновение аквапланирования. Чем глубже лужа — тем больше в ней воды, тем труднее вывести ее всю из пятна контакта.
Фактор, на который в первую очередь может повлиять водитель, — скорость движения автомобиля. Чем выше скорость, тем больше вероятность того, что колеса вашей машины превратятся в водные лыжи.
Один известный производитель шин провел испытания, по результатам которого составил таблицу зависимости величины пятна контакта шины от износа протектора и скорости движения.
При использовании изношенных шин область контакта шины и дороги резко уменьшается в случае увеличения скорости движения. На рисунке приведен размер контактной области шин с разной толщиной протектора при слое воды 3 мм и скорости 75 км/ч. Пятно контакта старой шины с протектором 1,6 мм составляет лишь 16% от пятна контакта стоящего на месте автомобиля, а на скорости 125 км/ч и вовсе 6%.
При использовании изношенных шин область контакта шины и дороги резко уменьшается в случае увеличения скорости движения. На рисунке приведен размер контактной области шин с разной толщиной протектора при слое воды 3 мм и скорости 75 км/ч. Пятно контакта старой шины с протектором 1,6 мм составляет лишь 16% от пятна контакта стоящего на месте автомобиля, а на скорости 125 км/ч и вовсе 6%.
Техническое состояние подвески на склонность автомобиля к аквапланированию, вопреки заблуждениям, не влияет. Другое дело — при повышенных люфтах в рулевом управлении или шаровых опорах, при неотрегулированном развале/схождении и неработающих амортизаторах труднее контролировать автомобиль — он будет хуже реагировать на действия водителя.
При этом вывести автомобиль из заноса, вызванного аквапланированием, будет сложнее. Однако сама физика потери контакта между колесом и дорогой от состояния подвески не зависит. Куда важнее вес автомобиля. Более тяжелому автомобилю проще вытеснить воду из пятна контакта.
В том числе поэтому грузовикам позволено ездить на шинах с меньшей, чем у легковых автомобилей, глубиной протектора — 1 мм.
Пониженное давление в шинах — еще одна причина для возникновения аквапланирования. Исследования, проведенные одним из мировых лидеров в производстве шин, показали, что снижение давления в шине легкового автомобиля до 1,7 бара вместо положенных 2,4 бара приводит к тому, что на скорости 100 км/ч шина лишается пятна контакта и полностью всплывает.
Как проявляется аквапланирование?
Если руль во время движения вдруг стал легким, а на его отклонение автомобиль не реагирует, сохраняя прямолинейное движение, значит эффект аквапланирования уже наступил.
Чем опасно аквапланирование?
Водитель теряет контроль над автомобилем, а это может привести к аварии. Как правило, машину начинает заносить в сторону наклона профиля дороги или в ту сторону, где лужа под колесами оказалась глубже. Ну а дальше — сценарий малопрогнозируемый.
Как избежать аквапланирования?
Если во время поездки вас застал ливень, то избежать риска аквапланирования на дороге можно лишь одним способом — значительно снизив скорость. Учтите, что даже с новыми шинами от именитого производителя, при толщине слоя воды на асфальте в десять сантиметров машина может потерять контакт с дорогой даже на скорости до 80 км/ч.
Чтобы свести к минимуму риск аквапланирования, следует соблюдать определенные правила:
- Не допускать чрезмерный износ шин. ПДД предписывают минимальную высоту протектора в 1,6 мм для летних шин легковых автомобилей и 4 мм — для зимних. Но и до этих показателей лучше не доводить. На многих шинах предусмотрены индикаторы износа.
- Регулярно проверять давление в шинах и поддерживать его в норме. Рекомендации производителя можно найти в инструкции по эксплуатации.
- Ехать по мокрой дороге с умеренной скоростью.
- Избегать быстрой езды по глубоким лужам.
Что делать, если аквапланирование началось?
Не крутите руль в разные стороны на большие углы, это опасно! При внезапном восстановлении сцепления с дорогой вывернутые под большим углом колеса могут спровоцировать резкий увод автомобиля в сторону. Старайтесь сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого маневрируйте.
Не пытайтесь резко затормозить, чтобы не спровоцировать занос или разворот машины.
Индикаторы износа на летней резине.Индикаторы износа на летней резине. | Индикаторы износа на зимней покрышке. По мере стирания сначала исчезает цифра 8, за ней — 6. Когда сотрется цифра 4, нужно прекратить зимнюю эксплуатацию шин.Индикаторы износа на зимней покрышке. По мере стирания сначала исчезает цифра 8, за ней — 6. Когда сотрется цифра 4, нужно прекратить зимнюю эксплуатацию шин. |
Признаки автомобильных шин, устойчивых к аквапланированию
Лучше других с аквапланированием справляются так называемые дождевые шины. Например, входящая в состав концерна Continental шинная марка Uniroyal специализируется на шинах для влажных условий. «Следы дождя» вы найдете в названии многих моделей этой марки.
Устойчивые к аквапланированию шины имеют широкие отводящие воду канавки и, как правило, асимметричный или направленный рисунок протектора. Чтобы не ошибиться при выборе шин, ориентируйтесь на известные шинные марки и результаты тестов, проводимых журналом «За рулем».
depositphotos.com, фирмы-производители
Что делать, если вы словили аквапланирование
Журнал Аквапланирование – пожалуй, самое опасное явление, с которым во время движения могут встретиться водители. А встретиться с ним, кстати, проще простого. Рассказываем, в чём коварство гидродинамического клина, и объясняем, что делать при встрече с ним.
Аквапланирование возникает в пятне контакта шин с дорожным покрытием из-за избытка влаги. Это явление провоцирует гидродинамический клин под колёсами. Если совсем просто, при движении на высокой скорости по мокрой дороге вода из пятна контакта шины с покрытием попросту не успевает удаляться, в результате полностью утрачивается сцепление – машина в прямом смысле начинает плыть.
Как правило, аквапланирование возникает на большой скорости и при значительной глубине преодолеваемых луж. Чем выше скорость движения и глубина водяной прослойки, тем больше подъёмная сила водяного клина. Вращающиеся на большой скорости колёса изменяют свойства жидкости – она начинает сопротивляться давлению шин и в буквальном смысле приподнимает их.
От аквапланирования, вопреки расхожему мнению, не спасают даже самые крутые и абсолютно новые шины. Весь вопрос в том, на какой именно скорости и при какой глубине водяной прослойки автомобиль поплывёт.
Чем сильнее изношены покрышки и чем они хуже, тем проще водителю словить аквапланинг. Зачастую познакомиться с ним можно даже на смешных 60-80 км/ч. Чем легче ваш автомобиль, тем быстрее давление воды становится больше, чем давление шин на опорную поверхность.
У гладких шин, сликов, коэффициент подъёмной силы на водяном клине примерно вдвое выше, чем у шин с развитым рисунком. Именно по этой причине летние покрышки с глубиной протектора менее 1,6 мм на дорогах общего пользования к эксплуатации запрещены.
Для зимних шин этот параметр ещё строже: остаточная высота протектора – не менее 4 мм.
Понять, что ваш автомобиль уже поплыл, довольно просто: в этом случае руль становится очень лёгким и пустым, а автомобиль перестаёт откликаться на его отклонение – машина перестаёт поворачивать и продолжает двигаться прямолинейно. Обороты двигателя при этом ощутимо растут – как при пробуксовке. Обычно первыми всплывают передние, управляемые колёса. Тормоза также пропадают.
Что же делать, если ваш автомобиль уже всплыл? Первое и главное – не паниковать и не пытаться выкручивать руль.
Когда контакт шин с дорогой внезапно восстановится, вывернутые колёса гарантированно выкинут вас с дороги, а то и вовсе приведут к так называемым “ушам” – машина полетит через крышу, кубарем.
Помните: при аквапланировании автомобиль будет двигаться по инерции – туда, куда он изначально был направлен до возникновения под колёсами водяного клина. Свой вклад могут внести рельеф покрытия, глубокие лужи и даже сильный ветер. В целом спрогнозировать поведение машины нередко почти невозможно.
Попытка остановить автомобиль тормозами и скорректировать траекторию педалью газа обречены на провал – вы просто не получите желаемого эффекта из-за отсутствия контакта шин с дорогой.
По большому счёту, всё, что вы можете делать, – это сохранять вектор движения, плавно отпустив газ, и ждать, когда сцепление с дорогой вновь восстановится. Только после этого можно пытаться выправить автомобиль или замедлить его традиционными способами.
Делать это следует плавно, поскольку сцепление может появиться одновременно не под всеми колёсами.
Лучший способ борьбы с аквапланированием – это недопущение самого возникновения опасной ситуации.
Для этого важно следить за качеством и степенью износа шин, давлением в них (при снижении давления ниже нормы, к примеру, пятно контакта на крейсерской скорости снижается в разы), а также скоростью движения в дождевых условиях.
Опытные водители на мокрой дороге снижают скорость не просто так – этим они спасают и себя, и окружающих. Езды по мокрым колеям и лужам стоит избегать.